Амфисбена
*Амфисбена может схватить одной своей головой другую и катиться, как обруч.
*Обладает целебными свойствами.
*Животное является геральдическим, в средневековье изображались на гербовых щитах.
*Считалось, что животное было крылатым, а так же, что задняя голова животного была птичей.
1. Кто такая амфисбена. Сказочная двухголовая антилопа,
"Тяни-Толкай" из сказки К.И.Чуквского "Доктор Айболит" - от-
нюдь не единственный персонаж мировой литературы с двумя го-
ловами. Таклвых немало, в том числе существует немало историй
и о духголовых змеях. Легенды о двуглавых змеях, их изображе-
ния, украшения в виде змей с двумя головами есть у самых раз-
ных народностей, в частности, немало у доколумбовых цивилиза-
ций Америки.
В Старом Свете до возникновения биологических наук так же
существовало немало мифов по поводу существования двуглавых
змей. Чаще их именовали "амфисбенами".
С греческого слово амфисбена" означает "двигающаяся в двух
направлениях". Именуют их так же "двуходки", "двухголовки",
"туда-сюда".
Современные амфисбены(ибижары) обитают на ряде островов
(Антильские о-ва), в Марокко, Алэире, Тунисе, в некоторых ре-
гионах Америки. Очень часто амфисбен находят в муравейникахи
термитниках, где, видимо, вследствие особого "нейтрального"
(или, даже, привлекающего) запаха они не подергаются атакам
со стороны законных владельцев и беспрепятственно поедяют яй-
ца и молодь. В связи с этим местные жители подчас утверждают,
что это - "Матерь муравьев" и что ее кормят муравьи. Верят:
что если ее разрезать на две части, то они соединятся вновь.
2. Страшилище для древних. В древнегреческй мифологии "ам-
фисбеной" называли крупную(иногда, вообще - гигантскую) змею.
Лукиан из Самосаты (120-180 гг) описывал ее как "Страшилище,
с поднятой вверх двойной головой, амфисбена". На обоих концах
тела у нее поголове. Глаза - яркие и жаркие, способные расто-
пить даже снег.
Согласно легендам, когда армия Катона(234-149 до н.э.) шла
через Ливию, амфисбены шли по пятам, питаясь трупами.
Историк Плиний Старший(24-79 гг) замечает: "...как будто
одной головы ей мало, чтобы извергнуть свой яд!" Тем не менее
Плиний приписывал амфисбене немало целебных свойств.
Брунетто Латини в своей "Сокровищнице" пишет: "Амфисбена -
это змея о двух головах, одна на обычном месте, другая на
хвосте; обеими она может ужалить, двигается проворно, и глаза
у нее горят, как свечки".
Джон Мильтон(1608-1674) утверждал, что амфисбена, как и
скорпион и аспид состоят в числе тех противных Богу и людям
существ, чей облик нередко принимают помощники Сатаны.
Впрочем, нелогичность построения амфисбены с определнного
времени начала вызывать сомнения. В XVII веке сэр Томас Бра-
ун, убеждал, что животного, у которого "нет верха и низа, пе-
реда и зада, левой и правой стороны" - попросту в природе не
бывает. Он отрицал существование описанной античными авторами
амфисбены, у которой есть два "передних" конца тела.
3. Не путать с уроборусом. Согласно исследователю мистики и
магии Пьеру Пиоббу в западноевропейской магии VXV-XVI веков
амфисбена иногда называлась как змея, "хранительница Великой
Тайны". Это был символ, во многом подобный "Уроборосу", сим-
волика которого длительное время украшала одну из самых увле-
кателынх рубрик популярного в доперестроечные годы журнала
"Химия и Жизнь".
"Уроборос", змея кусающая свой хвост представлял как бы ось
времени, замкнутую в цикл(у алхимиков он нередко изображал и
повторяющиеся циклы перегонки вещества). Аналогичные изобра-
жения, но из двух "встречных", смыкающихся в кольцо
змей(иногда одна из них - крокодилодобна) известны еще в
Древнем Египте и Древнем Средиземноморьи.
"Амфисбена", в ее символических изображениях представляет
собой змею или змееподобное существо, где одна голова-змея
кусает другую от того же тела. Тем самым, симвролически изоб-
ражалось время(процессы), текущее в двух направлениях, уже
две оси времени. В известном смысле это был шаг к декартовой
системе координат. Симолический рисунок амфисбены, взятый из
"Бестиария" XII века("бестия" - животное) можно увидеть, нап-
ример, в современном издании "Энциклопедия сверхъестественных
существ"(М.: Локид-Миф, 1997).
В связи с подобными символическими содержаниями двухголовые
змеи, "амфисбены", изготавливлаись как украшения и браслеты,
для отличия пророчиц и женщин высшего общества.
Несмотря на "змеевидные" описания, амфисбену рисовали с
лапами, когтями, нередко с крыльями, причем иноглде - крыль-
ями перепончатыми, подобно летучей мыши, а - птичьими, с
перьями, а на голове изображались остренькие уши, отчего
"змеиная" голова напоминала, скорее, собачью.
Ныне, как уже сказано, название "амфисбена" сохранилось -
но,чисто формально, лишь для отдельного подотряда, имначе
именуемого "двуходками" и представляющими собой некий вариант
развития пресмыкающихся близкий по образу жизни и змеям, и к
безногим ящерицам, но довольно обособленный анатомически. У
животных этих, разумется, в норме - всего лишь одна голова.
4. Биология без мифов. Происхождение мифов о "двухголовос-
ти" могло иметь не только символические, но и вполне реальные
корни, причем в связи не только с двухголовыми змеями-уродца-
ми, а с вполне обычными земнми обитателями.
Собственно "амфисбены" - это своеобразные пресмыкающиеся,
полуящерицы-полузмеи. Ареал их обитания достаточно обширен,
это - Южная Америка, Мексика, Африка, многие острова. Это
толстоватые существа, с туловищем в кольцевиных бороздках,
отчего их внешний вид изрядно смахивают на облик "кольчатого"
дождевого червя. Впрочме, колова их покрыта щитками, подобно
ящерицам и змеям.
Кожа амфисбен свободно прилегает к телу, образуя подвижный
кожаный мешок, спосбный собираться в склакди по линиям обозя-
сывающих туловище колец. Это позволяет живтное практически
одинаково легко дигаться как вперед, так и назад, чем объяс-
няется и само название "амфисбена", которое, как напомним,
происходит от друх греческих слов, буквально переводимых, как
"идущая в оба конца".
Название такое аналогично другому - "двуходки". Указаная
особенность поведения играет важную роль при движении амфис-
бен в прокладываемых подземных ходах, где она лишены возмож-
ности развернуться.
5. Хвост похож на голову. Легенды о "многоглавности" или,
во вяком случае "двухголовости", у змей, могли возникунть и в
несколько ином смысле. Многие змеи, длительное время счита-
лись и считаются "двуглавыми", к ним относились с уважением и
трепетом. в связи с весьма специфическими особенностями их
строения и поведения. Показательно, что нижеописанным приемом
"ложной двуглавости" польузются исключительно неядовитые ви-
ды(а куда ж им деваться?).
В первую очередь это - ужи. У них, у целого ряда видов ту-
по закругленный хвост очень похож на голову, причем животное
произвлит им обычно те же движения, что и головой. Подобное
вводит в заблуждение хищника, помогая змее спасти наиболее
уязвимый передний конец тела.
Красная "цилиндрическая змея" из семейства вальковатых
змей с Больших Зондских островов умело пользуется окраской
своего тела в своей защитной позе. Будучи застигнута врасп-
лох, испуганная змея прижиает голову к земле. Она сильно уп-
лощает туловище и хвост, разводя в стороны ребра и как бы
увеличиваясь. А затем - приподнимает задний конец тела, изог-
нув его и повернув к противнику ярко-красный испод хвоста.
Иногда хвост просто поднят и слегка изогнут. Иногда он
закручен в несколько колец и приподнят, в виде коралово-крас-
ного круга. Внимание хищника итоге отвлекается от голоы - са-
мой уязвимой части тела. Среди местных жителей красная змея
слывет "змеей с двумя головами". Впрочем, таким же названием
награждают слепозмек и червяг.
Резиновая змея, из рода тихоокеанских удавов, распротра-
ненная по шататм США, от Калифорнии до Монтаны как один из
защитных приемов использует нечто пообное Плотно рижав голову
к земле, она поднимает свой тупой хвост и поводит им из сто-
роны в сторону. Ложная "голова" как бы "поглядывает" вокруг.
Небольшой питон "калабрия" из лесов Западной Африки приме-
няет сходные приемы во время добычи пищи. Роясь в лесной
подстилке, калабрия вынуждено держит голову вертикально вниз
и не видит, что происходит вокруг.
Однако хвост в это время приопднят над землей и лекго пока-
чивается из стороны в стоорну. Конец хвоста как бы имитирут
"зорко озирающуюся" голову. Этому способстваует его черная
окраска, с белым "шейным" колечком. И здесь местные жители
считают калабрию "двухголовой змеей" и по этой причине очень
боятся ее.
Обладающая очень сильным ядом, но относительна "спокойная"
"железистая змейка" из породы крайтов(бунагры), видимо, в си-
лу своих небольших размеров(около 0,5 м), стремится сперва
"умолить" врага не пытаться пообщаться с ней ближе, чем это
необходимо. Она старается воспользоваться обманными движения-
ми как уже названные неядовитые змеи.
Плотно свернувшись и прижав голову к земле, змея приподни-
мает вверх хвост, окрашенный снизу в ярко-красный цвет, и,
изогнув его, делат "выпады" в сторону противника, как бы на-
мереваясь укусить его. Если хищник, типа мангуста, попытается
атаковать "голову", то он и сам рискует подвергнуться атаке.
Что же касается "горбоносого щитомордника" с Цейлона, то
молодые его особи так же использует "двухголовость", но нес-
колько в ином варианте, а именно, как рыбы-удильщики. Заметив
невдалеке добычу, ящерицу или лягушку, змейка сворачивеатя в
кольцо и лишь извивает "червячком" выставленный ярко-оранже-
вый тонкий кончик хвоста.
Обманутая ящерица, видя желая "заморить червячка" приближа-
ется к змее. Как только добыча оказывается в пределах досяга-
емости,следует молниеносный укус и поражение жертвы.
Как видим, двуглавость змей может проявляться в самых нево-
обраты и неотразмых формах!